Выбрать дату в календаре

Администрация

городского округа Самара

Прокуратура города Самары разъясняет: Особенности применения мер юридической ответственности за совершение муниципальными служащими преступлений коррупционной направленности


Дата: 27.12.2021 14:16

Муниципальные служащие - это ключевое, связующее звено в отношениях между муниципальной властью и населением.

В настоящее время существует множество проблем, которые ставят эффективность профессиональной деятельности муниципальных служащих под большой вопрос. Ключевым из них является проблема совершения коррупционных правонарушений - противоправных деяний, выраженных в злоупотреблении муниципальными служащими своим служебным положением и полномочиями, даче и получении взяток, подкупах в целях получения собственной выгоды.

Последствия совершения подобных правонарушений выражаются в снижении эффективности деятельности муниципальных образований и органов местного самоуправления

Сегодня для противодействия коррупции среди муниципальных служащих и снижения ее уровня законодателем была сформирована достаточно серьезная антикоррупционная правовая база. Были приняты Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", целый ряд указов Президента РФ, также внесены соответствующие изменения в уже действующее законодательство о муниципальной и государственной службе, в частности, в Федеральный закон РФ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и в Федеральный закон РФ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Согласно статье 13 Федерального закона РФ "О противодействии коррупции" за совершение коррупционных правонарушений физическими лицами (и муниципальными служащими в том числе) предусмотрены такие виды юридической ответственности, как дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная. Об особенностях их применения к муниципальным служащим и пойдет далее речь в данной статье.

Так, основанием привлечения муниципального служащего к дисциплинарной ответственности является неисполнение либо ненадлежащее исполнение им своих служебных обязанностей, в частности, допущение нарушения антикоррупционного законодательства. При наличии его вины представитель нанимателя имеет право применить такие виды дисциплинарного взыскания, как замечание, выговор либо увольнение с муниципальной службы, в зависимости от степени значительности совершенного им правонарушения. В случае если руководителем муниципального органа не будут приняты меры дисциплинарного воздействия в отношении подчиненных ему сотрудников, которые допустили нарушения антикоррупционного законодательства, то подобное бездействие будет являться правонарушением, которое должно повлечь его увольнение. 

Что касается гражданско-правовой ответственности муниципальных служащих за совершение правонарушений коррупционной направленности, то она регулируется положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.

Административная ответственность муниципальных служащих за коррупционные правонарушения регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). КоАП РФ устанавливает административную ответственность более чем за 20 правонарушений коррупционной направленности, в том числе предусмотренных ст. ст. 7.29 - 7.32, 13.11, 13.14, 15.21, 19.28, 19.29. Указанные статьи преимущественно связаны с нарушениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; ответственность за совершение подобных деяний предусмотрена в виде предупреждения, административного штрафа (в некоторых случаях, в частности, за совершение такого деяния, как незаконное вознаграждение от имени юридического лица, предусмотрен и такой вид административной ответственности, как конфискация денег, послуживших взяткой).

         Самой строгой мерой юридической ответственности за совершение муниципальным служащим преступления коррупционной направленности является уголовная.

Так, к числу уголовно наказуемых относятся такие деяния коррупционной направленности, как мошенничество, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, злоупотребление должностными полномочиями, получение либо дача взятки, посредничество во взяточничестве, служебный подлог, провокация взятки либо коммерческого подкупа. Подобные правонарушения, исходя из положений Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), могут наказываться штрафом, лишением права занимать руководящую должность, исправительными либо принудительными работами, а также лишением свободы на определенный срок.  

 

 

Помощник прокурора                                                                             Е.С. Гурманчук

наверх