Дата: 15.06.2021 16:48
12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура – «Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору». При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».
Первым Генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: «Вот око мое, коим я буду все видеть».
Эта же мысль нашла свое отражение и в Указе от 27 апреля 1722 года «О должности Генерал-прокурора»: «И понеже сей чин - яко око наше и стряпчий о делах государственных». Указ также устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры.
С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а Министр юстиции по должности стал Генерал-прокурором.
Судебная реформа 1864 года установила «Основные начала судебных преобразований», которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что «при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей», а также констатировали, что «власть обвинительная отделяется от судебной».
В ноябре 1917 года высшим органом власти в стране - Советом Народных Комиссаров - был принят Декрет о суде № 1, согласно которому упразднялись существовавшие до революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.
В мае 1922 года постановлением ВЦИК было принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующие функции:
· осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;
· непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов государственного политического управления;
· поддержание обвинения на суде;
· наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.
В ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР, которой предоставили широкие полномочия - право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.
В июне 1933 года Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР принято решение об учреждении прокуратуры Союза ССР, на которую возлагались, в том числе, дополнительные функции:
· надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти Конституции и постановлениям правительства Союза ССР;
· наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;
· возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР;
· надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений;
· общее руководство деятельностью прокуратуры союзных республик.
Утвержденное в декабре 1933 года «Положение о Прокуратуре Союза ССР» определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа. Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена. Прокурор Союза ССР назначался ЦИК СССР и был подотчетен ему, а также его Президиуму. Помимо этого Прокурор Союза ССР был подотчетен и СНК СССР. Это обеспечивало независимость Прокурора Союза ССР от каких-либо государственных органов и должностных лиц.
Первым прокурором Союза ССР был назначен Иван Алексеевич Акулов. В «Положении о Прокуратуре Союза ССР» были определены отрасли прокурорского надзора, ставшие традиционными: общий надзор, надзор за правильным и единообразным исполнением законов судебными органами; надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за законностью и, правильностью действий ОГПУ, милиции, исправительно-трудовых учреждений. В Положении были определены система и структура органов прокуратуры. В качестве структурных подразделений в Прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры. Весьма обстоятельно были сформулированы функции центрального аппарата Прокуратуры СССР. Его главное предназначение заключалось в осуществлении руководства нижестоящими прокуратурами путем издания различного рода указаний и распоряжений, созыва совещаний подчиненных прокуроров и следователей, проведение проверок деятельности нижестоящих прокуратур, получение регулярных отчетов об их деятельности. На Прокуратуру СССР возлагались функции по подбору, расстановке и воспитанию кадров прокуроров и следователей.
Проведение в жизнь «Положения о Прокуратуре Союза ССР» в существенной мере способствовало укреплению единства и строгой централизации органов прокурорского надзора. Конституция СССР, принятая в декабре 1936 г., впервые в истории конституционного законодательства вводит понятие высшего надзора за точным исполнением законов. Причем, эта прерогатива была отнесена к полномочиям только Прокурора Союза ССР (ст. 113).
Таким образом, в 1936 г. произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему.
В годы Великой Отечественной войны деятельность органов Прокуратуры была подчинена общей задаче - победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении», работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад.
С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943 г. прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.
Учитывая важное государственное и политическое значение деятельности органов прокуратуры и в целях повышения престижа, авторитета и влияния органов прокуратуры на обеспечение законности в государстве, Верховный Совет СССР в марте 1946 г. принимает Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР».
Первым Генеральным прокурором СССР стал Константин Петрович Горшенин.
В мае 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР утвержден такой важный законодательный акт как «Положение о прокурорском надзоре в СССР». Статья 1 Положения возлагало на Генерального прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, а также гражданами СССР.
После того, как в 1977 году была принята новая Конституция СССР, Прокуратура Союза ССР приступила к разработке на ее основе Закона о Прокуратуре СССР, которому предстояло заменить утвержденное в 1955 году Положение о прокурорском надзоре в СССР. В соответствии с принятым в ноябре 1979 года Законом СССР о Прокуратуре СССР к основным направлениям деятельности прокуратуры было отнесено, во-первых, высший надзор за точным и единообразным исполнением законов, и, во-вторых, борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности; борьба с преступностью и другими правонарушениями; расследование преступлений; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; обеспечение неотвратимости ответственности за преступление; разработку совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями и участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов. Законном устанавливалось право законодательной инициативы Генерального прокурора СССР и его ответственность и подотчетность перед Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями – Президиуму Верховного Совета СССР.
В Законе также закреплялось, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему - прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.
После распада СССР, в январе 1992 г., был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.
В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.
В принятом Законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, совсем иным стало содержание прокурорского надзора. Утвержден и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Прокуратура Самарской губернии начала работать в сложный для прокуратуры России период, предшествовавший реформированию Российской прокуратуры судебной реформой 1864 года, последовавшей за крестьянской реформой 1861 года и отменой крепостного права.
Судебная реформа в Самарской губернии началась с запозданием, спустя пять лет после начала действия Судебных уставов 1864 г., открытием в 1869 г. мировых судов, а 25 ноября 1870 г. - Самарского окружного суда (округ Казанской судебной палаты) по специальному Указу Императора.
Самарский губернский прокурор стал прокурором Самарского окружного суда, его помощники – стряпчие стали товарищами прокурора. Прокурор окружного суда начал работать в том же самом здании на площади Революции, в котором и сегодня работает Самарский областной суд. Первым прокурором Самарского окружного суда стал Головинский А. А.
После революции в 1917 г. прокуратура была отменена, функции надзора были рассосредоточены в органах партийного, административного, народного (рабочее - крестьянские инспекции – РКИ) контроля, комиссариата юстиции и т. д. Российская прокуратура была воссоздана как советская прокуратура по инициативе В. И. Ленина 28 мая 1922 года Постановлением ВЦИК как отдел Министерства юстиции для обеспечения «вертикали» государственной власти точным и единообразным исполнением ее законов по всей Республике. Заместитель министра юстиции был Генеральным прокурором.
Прокуратура Самарской губернии была воссоздана 21 августа 1922 года Постановлением ВЦИК РСФСР в составе прокурора, его заместителя, шести помощников и была размещена в здании окружного суда на площади Революции г. Самары.
Первым прокурором Самарской губернии в октябре 1922 года был назначен Карпов Виктор Зиновьевич, работавший председателем коллегии губернского ревтрибунала.
Карпов В.З. родился в 1895 году в семье рабочего. В 1914 году он вступил в члены РСДРП и активно участвовал в подпольной работе, а затем в революционных событиях. С октября 1917 года по февраль 1918 года Карпов был председателем ревкома Нарвского района, с февраля по июнь 1918 года – председателем коллегии комиссариата внутренних дел Нарвского района, с июня по сентябрь 1918 года – комиссаром штаба Московской заставы города Петрограда. С сентября 1918 года по октябрь 1922 года Карпов работал в должности товарища председателя Пензенского губчека. В феврале 1922 года был переведен на работу в Самарскую губернию и назначен на должность председателя коллегии губернского ревтрибунала.
Период образования и первые годы деятельности органов губернской прокуратуры совпали с введением и развитием новой экономической политики (НЭП). В Самарской губернии в августе 1923 года было отменено военное положение, введенное в связи с плодом и разрухой. Была проведена первая перепись населения.
Оживилась деятельность частных предпринимателей, лавочников, кулаков. Наряду с развитием государственной и сельской коопераций в большом количестве возникали различные лжекооперативы, фиктивные акционерные общества, товарищества. Нередко допускалось незаконное использование наемного труда. Например, Богданов и Жемков, возглавлявшие в 1923 году Красноярскую потребительскую кооперацию, лишь за 2 месяца присвоили 550 рублей золотом общественных денег и половину инвентаря. В кооперативных лавках продавались в основном их собственные товары, всю выручку от продажи которых они складывали себе в карман.
Распространенными преступлениями в эти годы являлись кражи, грабежи и убийства, конокрадство, самогоноварение.
В 1923-1924 гг. по Самарской губернии были возбуждены более 17 тысяч дел о самогоноварении, 3 000 - о конокрадстве, 1200 - о грабежах и убийствах. Возбуждалось много дел о сокрытии кулаками хлеба, уклонении нэпманов от налога и другие.
Работа прокуратуры с каждым днем развертывалась все шире, о чем свидетельствует большое количество самых разнообразных жалоб и заявлений от отдельных граждан, учреждений и организаций. Этим жалобам немедленно дается надлежащее направление
Великая Отечественная война усложнила работу прокуратуры. Прокурорский надзор в 1941-44 г.г. в Куйбышеве исполняли сотрудники куйбышевской областной прокуратуры в рамках законодательства военного времени.
Только в первые месяцы войны из органов прокуратуры области на фронт было мобилизовано более 70 человек.
Хотя оставшиеся после мобилизации 1941 г. прокурорские работники и отдавали все свои силы и знания на выполнение задач, поставленных перед ними военным временем, нехватка кадров ощущалась остро.
Основным направлением работы прокуратуры в тот период являлось выявление нарушений закона, связанных с мобилизацией и дезертирством, преступлений и правонарушений среди военнослужащих и работавших на железнодорожном, водном транспорте. О нелегких трудовых буднях прокуроров в военное время свидетельствуют также архивные документы 40-х годов, рассекреченные лишь в мае 2019 года.
В годы войны Куйбышев и область в целом стали быстро расти как экономически, так и по количеству населения. В большей степени это происходило за счет эвакуации промышленных предприятий.
Война предъявляла повышенные требования к народному хозяйству страны. Это нашло свое отражение в нормативных актах того времени.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1941 г. была значительно повышена ответственность за самовольный уход с работы рабочих и служащих военной промышленности.
Осуществление прокурорского надзора за исполнением законов военного времени требовало огромных сил и большой организационной работы.
Применение Указа от 26 декабря 1941 г. повлекло за собой возбуждение многих уголовных дел в городе и области.
Чтобы обеспечить своевременное оформление дел этой категории, некоторые предприятия выделяли своих работников из отделов найма и увольнения рабочей силы, которые под руководством работников прокуратуры выполняли эту работу.
Беспощадная борьба с расхитителями социалистической собственности тоже была в центре прокурорской работы. В Куйбышеве органы прокуратуры зорко следили за тем, чтобы каждая копейка, каждая горсть зерна, каждая заводская деталь были направлены на укрепление фронта и тыла, а не в карман любителям наживы за счет государства.
За патриотический и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны многие сотрудники прокуратуры Куйбышевской области были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Ответственной войне».
Нынешнее поколение прокуроров помнит и свято чтит подвиг своих предшественников, внесших неоценимый вклад в Победу в Великой Отечественной войне.
Сегодня выдвигаются новые требования к прокурорам и ставятся более сложные задачи. Масштабные реформы, реализация национальных проектов требуют нового качества прокурорского надзора с тем, чтобы правозащитный и правоохранительный потенциал прокуратуры реально способствовал развитию демократического правового государства.
В числе приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры продолжают оставаться борьба с преступностью и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства страны.
В настоящее время для органов прокуратуры имеет важное значение информирование органов представительной и исполнительной власти всех уровней о состоянии законности, складывающейся в правоприменительной практике.
Это и есть основное направление деятельности прокуратуры, от которой во многом зависит благосостояние и правовая защищенность граждан, безопасность и интересы государства.