Выбрать дату в календаре

Администрация

городского округа Самара

"Озеленение территории городского округа Самара" на 2013 - 2017 годы



Исторически сложилось, что на территории городского округа Самара зеленые насаждения расположены фрагментарно, система городского озеленения состоит из объектов, неодинаковых по площади, функциональному использованию, уровню рекреационной нагрузки.

По состоянию на 01.01.2012 площадь зеленых насаждений общего пользования (парки, скверы, набережные, бульвары), приходящаяся на 1 жителя, составляет менее 5 кв. м. Согласно санитарным нормам (СНИП 2.07.01.89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений») площадь территорий общего пользования должна составлять не менее 10 кв. м на человека.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 25.12.2008 №496-п утверждены Региональные нормативы градостроительного проектирования, в составе которых установлен региональный норматив, определяющий минимально допустимый уровень обеспеченности населения муниципальных образований Самарской области зелеными насаждениями (не менее 9 кв. м на человека).


Зеленые насаждения играют важную роль в формировании и оздоровлении городской среды, где они выполняют градостроительную, экологическую, санитарно-гигиеническую, микроклиматическую, архитектурно-художественную, эстетическую, рекреационную функции. Несмотря на это, состояние деревьев не соответствует требованиям, предъявляемым к зеленым насаждениям. Многие деревья страдают дуплистостью, суховершинностью, расщеплением и гниением ствола и корневой системы. Значительная часть технологических операций по уходу за зелеными насаждениями не производится, например, систематическое формирование крон деревьев, различные виды обрезки деревьев и кустарников. В результате этого в настоящее время большинство старовозрастных (25-40 лет) и значительная часть средневозрастных (15-25 лет) деревьев имеют аварийно-опасное состояние.


По состоянию на 01.01.2012 на территории городского округа Самара насчитывается около 9 тысяч пухонесущих тополей, которые были посажены в 50-60-х годах ХХ века. Большая их часть в настоящее время достигла критического возраста, создает аварийные ситуации для автотранспорта и зданий, представляет угрозу для жизни и здоровья населения городского округа. Многие тополя были высажены без соблюдения санитарных норм, что приводит к затенению квартир, разрушению фундаментов, кровли, коммуникаций. Кроме того, тополиный пух является фактором повышенной пожароопасности на территории городского округа. Ежегодное пушение тополей может провоцировать развитие пыльцевой аллергии.
Данные факты дают основание для постепенной замены тополей (в первую очередь аварийных) другими породами деревьев, более декоративными, устойчивыми к вредителям и болезням, с необходимым условием соблюдения строительных норм и правил.


В целях сохранения экологического баланса после сноса аварийных деревьев необходимо проведение компенсационных посадок деревьев с последующим уходом за ними. Учитывая, что из-за наличия коммуникаций компенсационную посадку деревьев не всегда возможно произвести непосредственно на месте снесенных деревьев, необходимы мероприятия по обрезке деревьев и уходу за зелеными насаждениями после глубокой омолаживающей обрезки (подкормка, полив).


Травяной покров города, его качество, количество и состояние составляют сегодня одну из проблем в озеленении города. Газонное покрытие образует смесь культурных многолетних злаковых трав. Газон выполняет важную санитарно-гигиеническую роль, задерживая пыль, регулируя температуру и влажность воздуха. На значительном числе городских объектов со вновь устроенными газонами наряду с растениями, входящими в состав газонной травосмеси (мятлик, овсяница, райграс), отмечается факт произрастания сорной растительности (одуванчик, сурепка и др.). Основными причинами засорения газонов являются: нарушение технологии содержания посевных газонов 1 года закладки (не достаточная кратность прополки, полива, отсутствие подкормки), что приводит к плохому развитию всходов. Для образования устойчивой и плотной дернины необходимо создавать и поддерживать условия роста и кущения трав. Это достигается только своевременным выкашиванием, не считая поливов и подкормок, в которых нуждаются все виды городских зеленых насаждений.
Несмотря на то, что городской округ Самара расположен в условиях лесостепной полосы, поливочный водопровод охватывает лишь незначительное количество участков зеленых насаждений.


В районах торговых центров, мини-рынков, несанкционированных пешеходных переходов через газоны вдоль автодорог и разделительных полос, на придомовых территориях затаптываются до полного усыхания значительные площади газонов. Часты случаи заездов автотранспорта на газоны. Во многих случаях зеленые насаждения погибают в результате низкой экологической культуры населения по отношению к зеленым насаждениям. Это связано и с отсутствием парковочных мест для автотранспорта. Необходимо проводить воспитательную и образовательную работу, направленную на формирование бережного отношения к зеленым насаждениям. Организация работы по устройству экологических парковок за счет укладки георешеток для устройства парковок на газонах – компромиссный вариант решения проблемы увеличения парковочных площадей, сохранения существующих газонов и их благоустройства.


Обустройство части городских газонов возможно за счет средств предприятий рекламодателей, путем создания зеленой (экологической) рекламы, устройства ландшафтных композиций (посадка цветов, кустарников, устройство логотипов, засыпок из инертных материалов и др.). Участие в социально-значимых проектах, направленных на благоустройство городских территорий, позволит укрепить имидж предприятий – участников проекта, как социально ответственного бизнеса, ориентированного не только на развитие собственного дела, но и на развитие городской инфраструктуры в целом. Кроме этого, реализация проектов по озеленению возможна с участием волонтеров в период месячника по благоустройству.


Для организации рационального использования территорий городского округа Самара, регламентирования работ по содержанию зеленых насаждений, их ремонту и реконструкции, своевременной регистрации происходящих изменений, установления видового состава деревьев и кустарников необходимо проведение инвентаризации и паспортизации зеленых насаждений.


Программно-целевой принцип организации деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, как один из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов, положен в основу Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 30.06.2010 №1101-р.


Методические рекомендации по разработке и реализации муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов, утвержденные во исполнение вышеобозначенной программы приказом Минфина РФ №194н, Минэкономразвития РФ №701 от 29.12.2010, в качестве возможных мероприятий по внедрению программно-целевых принципов организации деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления провозглашают повышение доли расходов, осуществляемых программно-целевым методом, и переход к программной структуре бюджета.
Таким образом, придать проводимой работе по формированию благоприятных, безопасных условий жизнедеятельности населения городского округа Самара планомерный характер возможно только в том случае, когда программно-целевым методом планируется каждый этап работы, определены процедуры, объемы, источники финансирования работ по озеленению.


Решение существующих проблем в озеленении территории городского округа Самара не представляется возможным без применения комплексного подхода к озеленению, который подразумевает организацию волонтерского движения по озеленению, воспитательной и образовательной работы, направленной на формирование бережного отношения к зеленым насаждениям, работы по мониторингу состояния (инвентаризации и паспортизации) зеленых насаждений, по содержанию, ремонту существующих зеленых насаждений, строительству новых зон отдыха.

Без использования программно-целевого метода сложившаяся проблемная ситуация в сфере озеленения не позволит осуществить переход к устойчивому развитию территорий, созданию условий для приведения зеленых насаждений в соответствие с нормами, обеспечивающими комфортное проживание граждан.
Основные цели Программы:

  • формирование благоприятных, безопасных условий жизнедеятельности населения городского округа Самара;
  • формирование индивидуального, уникального облика городского округа Самара;
  • омолаживание зеленых насаждений городского округа Самара.

Программа предусматривает решение следующих задач:

  • инвентаризация и паспортизация зеленых насаждений городского округа Самара;
  • организация работ по озеленению территории городского округа Самара с участием волонтеров;
  • проведение воспитательной и образовательной работы, направленной на формирование бережного отношения к зеленым насаждениям;
  • замена устаревших, аварийных зеленых насаждений на более молодые, декоративные, устойчивые к антропогенной нагрузке на территории городского округа Самара;
  • внедрение приемов ландшафтного дизайна при озеленении территории городского округа Самара;
  • устройство современных поливочных систем и выполнение работ по уходу за зелеными насаждениями на территории городского округа Самара;
  • увеличение площади озелененных территорий общего пользования (скверов, набережных, бульваров), приходящейся на 1 жителя городского округа Самара.

Сроки реализации Программы – 2013 – 2017 годы.
Реализация Программы не предусматривает выделение отдельных этапов, поскольку программные мероприятия рассчитаны на реализацию в течение всего периода действия Программы.

Мероприятия Программы в соответствии с поставленными задачами направлены на решение существующих проблем в озеленении с применением комплексного подхода к озеленению, предусматривающего выполнение работ по содержанию, ремонту зеленых насаждений и проектированию новых озелененных территорий общего пользования городского округа Самара.
Указанные положения не являются основаниями возникновения расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств областного бюджета. Расходные обязательства субъектов Российской Федерации по финансированию мероприятий, направленных на решение определенных программой проблем, возникают по основаниям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации. Обязательства иных лиц по участию в решении определенных в Программе проблем возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством.
При исполнении программных мероприятий по устройству экологических парковок, созданию зеленой (экологической) рекламы, озеленению с участием волонтеров планируется привлечение средств инвесторов.
Объем финансирования Программы за счет средств бюджета городского округа Самара может корректироваться в процессе формирования бюджета городского округа Самара на соответствующий финансовый год.
Главными распорядителями средств бюджета городского округа Самара в рамках реализации программных мероприятий являются Департамент благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара.
Формы бюджетных ассигнований определены в соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации: бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд.
Расчет ресурсного обеспечения Программы строился на основании произведенных сметных расчетов стоимости проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, необходимых для реализации мероприятий.
В результате реализации Программы ожидается создание условий, способствующих повышению уровня комфортности проживания населения, планируется сохранение экологического баланса на территории городского округа Самара.
Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить:

  • снижение количества аварийных зеленых насаждений, что сократит риск возникновения аварийных ситуаций, связанных с падением деревьев, и предотвратит риск причинения материального ущерба;
  • сокращение факторов повышенной пожароопасности и факторов, провоцирующих развитие пыльцевой аллергии;
  • увеличение площади озелененных территорий общего пользования, создание дополнительных благоустроенных мест отдыха, благоустройство территорий за счет средств инвесторов;
  • качественное содержание зеленых насаждений и объектов благоустройства;
  • рост количества граждан, принимающих активное участие в волонтерском движении по озеленению городских территорий.

Общая оценка вклада Программы в экономическое развитие городского округа Самара заключается в консолидации действий органов местного самоуправления, органов государственной власти Самарской области и инвесторов, направленных на достижение положительных результатов в решении поставленных задач.
Эффективность программных мероприятий оценивается путем систематического проведения мониторинга результатов программных мероприятий и анализа полученных данных.
Источники финансирования мероприятий Программы:
– средства бюджета городского округа Самара в объеме 1585187 тыс. рублей, из них по годам реализации:

  • 2013 год – 265583 тыс. рублей;
  • 2014 год – 299737 тыс. рублей;
  • 2015 год – 320146 тыс. рублей;
  • 2016 год – 341755 тыс. рублей;
  • 2017 год – 357966 тыс. рублей;
  • средства бюджета Самарской области по мере их фактического поступления в течение финансового года.

http://www.dbe-samara.ru/


наверх