Выбрать дату в календаре

Администрация

городского округа Самара

Схема размещения объектов потребительского рынка

Список организаций для получения согласований с собственниками инженерных коммуникаций, необходимых для рассмотрения заявлений о включении в Схему размещения НТО

1.Главный управляющий директор ООО «Самарские коммунальные системы» И.А. Ефанов. Адрес: ул. Луначарского, д. 56, г. Самара, 443056

2. Директор филиала «Самарагаз» ООО «Средневолжская газовая компания» Ю.Г. Шумской. Адрес: ул. Льва Толстого, 18а, г. Самара, 443010

3. Генеральный директор ЗАОЛ «Предприятие тепловых сетей» С.А. Алехин. Адрес: ул. Корабельная, 5 г. Самара, 443045

4. Генеральный директор ЗАО «Самарские городские электрические сети» А.В.Серов. Адрес: ул. Гагарина, д. 22 г. Самара, 443079

5. Директор Самарского филиала ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» И.В. Рыженков ул. Красноармейская, 17 г. Самара, 443010

Схема оптимизации размещения нестационарных торговых объектов г.о. Самара. Научное обоснование

Цель работы :

  • улучшение потребительских качеств среды г. о. Самары и, соответственно, качества жизни населения за счет создания комфортных условий для реализации повседневных потребностей, осуществляемых населением в границах шаговой доступности, попутно другим целям передвижения;
  • совершенствование системы торгово-бытового обслуживания «спальных» жилых районов и различных категорий граждан - лиц пожилого возраста, маломобильных групп населения, научно-проектное обоснование оптимизации размещения временных торговых объектов потребительского рынка на территории г. о. Самара;
  • формирование высокоэстетического облика города;
  • освобождение от хаотически размещенных неформатных объектов в местах, наиболее значимых для развития города и комфорта людей.

Формирование базовых критериев системы повседневного торгового обслуживания населения г. о. Самара служит основанием оптимизации размещения нестационарных объектов потребительского рынка на территории административных районов города, а разработка типологии нестационарных объектов торговли и свода требований к их архитектурно-дизайнерскому решению предопределяют формирование целостного подхода к проектированию торговых объектов.

В разработке и реализации Положений об оптимизации размещения, порядке и условиях работы нестационарных объектов мелкорозничной торговли учтены интересы населения, предпринимателей, Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, Департамента строительства и архитектуры, Департамента благоустройства, Департамента торговли и потребительского рынка, а именно:

  • решаются проблемы дефицита торговых площадей и улучшения потребительских качеств среды г. о. Самары за счет создания комфортных условий для реализации повседневных потребностей, осуществляемых в границах шаговой доступности, попутно другим целям передвижения, прежде всего, для населения «спальных» жилых районов и различных категорий граждан;
  • создаются условия для развития малого бизнеса и внедрения новых форматов современного сегмента мелкой розничной торговли;
  • формируется высокоэстетический облик города, освобождаются от хаотически размещенных неформатных объектов места, наиболее значимых для развития города, предлагаются единые требования к оснащению и внешнему виду нестационарных объектов торговли;
  • повышается инвестиционная привлекательность периферийных территорий города;
  • совершенствуется и развивается сфера торгового обслуживания населения в границах пешеходной доступности от крупных мест приложения труда;
  • обеспечиваются комфортные и безопасные условия функционирования входов/выходов подземных переходов, сооружений Метрополитена, остановок общественного транспорта.

Научное обоснование размещения нестационарных объектов торговли строится на основе графоаналитического исследования, последовательно картирует и рассматривает зоны локализации объектов потребительского рынка и комфортные зоны пешеходной доступности (300 м) . Социально-экономическая целесообразность научного обоснования размещения объектов временной торговли на территории г.о. Самара базируется на следующих положениях, когда сеть объектов временной торговли: заполняет функциональные пустоты, повышая комфортность обслуживания населения; совершенствует и развивает сферу торгового обслуживания населения в границах пешеходной доступности от жилья, крупных мест приложения труда; создает возможность высвобождения площадей перед торговыми объектами для размещения площадок отдыха горожан, стоянок автотранспорта; улучшает композиционные качества среды, включает элементы благоустройства, обводнения, арт-объекты; способствует грамотному осуществлению налоговой политики и пополнению городского бюджета за счет отчислений за аренду.

Решению социальных задач по приближению услуг и товаров к потребителю, снижению давления пассажиропотока жителей на транспортную инфраструктуру города, сокращению числа нерациональных поездок за товарами и услугами массового характера, служит Схема оптимизации размещения нестационарных объектов мелкорозничной торговли. Критерии и регламенты к размещению, обустройству и дизайну объектов являются общими нормативами, предопределяющими стратегию упорядочения имеющихся и размещения новых нестационарных объектов мелкорозничной торговли без рисков для функционирования и развития всех видов городской инфраструктуры.

Содержательная основа «Схемы оптимизации размещения нестационарных объектов торговли» предусматривает рассмотрение следующих требований и критериев:

1. Функционально-пространственные:

1.1 Условия доступности, возможность беспрепятственного совершения «импульсных» (вендинг) и «коротких» покупок и услуг;

1.2 Функциональная обусловленность объекта торговли;

1.3 Архитектурно-пространственная регламентированность.

2.Архитектурно-дизайнерские:

2.1 Единый подход к архитектурно-дизайнерскому и конструктивному решению – дизайн объекта, конструкции; строительные и отделочные материалы;

2.2 Стилистика объекта и его цветовое решение в соответствии со стилистическим зонированием города и характером фоновой застройки;

2.3 Характер благоустройства прилегающей территории;

2.4 Комплектность малых форм;

2.5 Рекламно-информационное оформление торгового объекта.

3. Законодательно-правовые:

3.1 Правовой механизм порядка заключения и регулирования договорных отношений между предпринимателями и городской администрацией;

3.2 Процедура подбора компенсационных мест в случае, когда градостроительная ситуация требует изъятия места размещения нестационарного объекта потребительского рынка;

3.3 Интерактивный сервис для предпринимателей по поиску, предложению мест для осуществления мелкорозничной торговли с пакетом предложений по дизайну нестационарного объекта потребительского рынка.

4. Инвестиционные:

3.1 Образование новых рабочих мест;

3.2 Развитие современных форм торговли;

3.3 Поддержка малого предпринимательства.

5. Социально- ориентированные:

4.1 Комфортность и всесезонность пользования для всех категорий граждан;

4.2 Ценовая политика, Ассортиментность и качество товаров;

4.3 Эстетика обслуживания;

4.4 Композиционно-пространственные качества среды.

6. Санитарные:

5.1 Наличие холодильного оборудования;

5.2 Соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов.

«Схема оптимизации размещения нестационарных торговых объектов потребительского рынка» представляет результат графоаналитического исследования, позволившего систематизировать результаты картирования плотностных ареалов и зон различной степени насыщения объектами потребительского рынка. Схема отражает полновесную картину формирования целостной системы торгового обслуживания населения с учетом вновь размещаемых НОТ в планировочной структуре города, а также – информацию по материалам Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара о включении ряда НОТ в схему размещения нестационарных объектов потребительского рынка. От предлагаемых к размещению объектов рассчитаны зоны пешеходной доступности, которые графически кодированы и соотнесены со сложившейся системой зон пешеходной доступности от объектов потребительского рынка.

«Схема оптимизации размещения нестационарных торговых объектов потребительского рынка. Куйбышевский административно-территориальный район». Отражает детальную информацию о состоянии функционально-пространственного комплекса торгового обслуживания на территории района. Чересполосица жилых и производственных территорий не позволяет равномерной сетью обслуживания охватить всю территорию района. При этом в жилых районах сформировались узлы концентрации объектов обслуживания, что при условии создания хороших пешеходных и транспортных связей может отвечать условиям комфортного обслуживания населения. В случае реализации мероприятий генерального плана по развитию и застройке данных территорий необходимо рассматривать вопрос локализации торгово-обслуживающих объектов (стационарные и нестационарные).

«Схема оптимизации размещения нестационарных торговых объектов потребительского рынка. Самарский административно-территориальный район» . Отражает детальную информацию о состоянии функционально-пространственного комплекса торгового обслуживания на территории района, где представлены несколько зон функциональных пустот- компенсационные зоны А, Б. В целом территория характеризуется равномерной сетью объектов потребительского рынка. Мелкоквартальное членение района позволяет населению беспрепятственно достигать стационарные торговые объекты. На территории района выделены две зоны функциональных пустот(компенсационные зоны) А и Б, в которых предполагается размещение НОТ. Историческое ядро общегородского центра необходимо насыщать стационарными объектами торговли, а также размещать на основных пешеходных маршрутах сезонные объекты – летние кафе.

«Схема оптимизации размещения нестационарных торговых объектов потребительского рынка. Железнодорожный административно-территориальный район». Отражает детальную информацию о состоянии функционально-пространственного комплекса торгового обслуживания на территории района, где представлены несколько зон функциональных пустот- компенсационные зоны В, Б, Е. Контрастность застройки территории Железнодорожного района (от массивов частной малоэтажной застройки с неразвитым благоустройством до жилых массивов многоэтажной современной застройки) проявляется в неравномерности развитости территориально-пространственной структуры торгового обслуживания населения. Так, районы многоэтажной застройки в целом имеют развитую сеть объектов потребительского рынка, которая требует незначительного донасыщения. Однако, в зонах, получивших статус «Зоны, потенциально освобождаемые от НОТ», имеются территории высокой плотности населения. Исходя из этого факта, их можно рассматривать как полигон для развития различных форм торгово-бытового обслуживания (стационарные, нестационарные объекты торговли), считать зонами приоритетного насыщения объектами потребительского рынка. В зонах функциональных пустот(компенсационные зоны), (которые совпадают с границами территорий частной, малоэтажной застройки) В и Е необходимо создать сеть НОТ.

«Схема оптимизации размещения нестационарных торговых объектов потребительского рынка. Ленинский административно-территориальный район». Отражает детальную информацию о состоянии функционально-пространственного комплекса торгового обслуживания на территории района, где представлены несколько зон функциональных пустот- компенсационные зоны Г1, Г. Квартальная застройка в границах до ул. Полевая в целом имеет развитую сеть объектов потребительского рынка и требует незначительного донасыщения. В зонах, получивших статус «Зоны, потенциально освобождаемые от НОТ», имеются территории высокой плотности населения. Исходя из этого факта, их можно рассматривать как полигон для развития различных форм торгово-бытового обслуживания (стационарные, нестационарные объекты торговли), считать зонами приоритетного насыщения объектами потребительского рынка. Дальнейшее градостроительное развитие квартальной застройки в районе должно предусматривать формирование сети стационарных объектов торговли в обозначенных точках.

«Схема оптимизации размещения нестационарных торговых объектов потребительского рынка. Октябрьский административно-территориальный район». Отражает детальную информацию о состоянии функционально-пространственного комплекса торгового обслуживания на территории района, где представлены несколько зон функциональных пустот- компенсационные зоны Д, З, Ж, И, К, Л, Н, М,О. Удельный вес территорий, на которых необходимо размещение нестационарных объектов торговли, значительно превышает удельный вес территорий, на которых предположительно возможно расширение торговых площадей стационарных объектов торговли. Застройка района в целом характеризуется чересполосицей типов застройки (от усадебной до современной индустриальной). Имеются участки территории, испытывающие серьезный дефицит в торгово-бытовом обслуживании в зонах комфортной пешеходной доступности – прежде всего это компенсационные зоны К, Л, М. Территории высокой плотности населения равно часто попадают в границы компенсационных зон, зон расширения торговых площадей стационарных объектов и зон, потенциально освобождаемых от НОТ. Исходя из этого факта, их можно рассматривать как полигон для развития различных форм торгово-бытового обслуживания (стационарные, нестационарные объекты торговли), считать зонами приоритетного насыщения объектами потребительского рынка.

«Схема оптимизации размещения нестационарных торговых объектов потребительского рынка. Советский административно-территориальный район». Отражает детальную информацию о состоянии функционально-пространственного комплекса торгового обслуживания на территории района, где представлены несколько зон функциональных пустот- компенсационные зоны О, П, Р, Х. На территории района сеть торгово-бытового обслуживания населения имеет разветвленную структуру. Однако выделяются зоны функциональных пустот, которые зачастую граничат с участками среды с высокой плотностью населения. Ситуация динамично меняется, так как на отдельных участках района появляются новые многоэтажные жилые объекты. Территории высокой плотности населения равно часто попадают в границы компенсационных зон, зон расширения торговых площадей стационарных объектов и зон, потенциально освобождаемых от НОТ. Исходя из этого факта, их можно рассматривать как полигон для развития различных форм торгово-бытового обслуживания (стационарные, нестационарные объекты торговли), считать зонами приоритетного насыщения объектами потребительского рынка. Территорию района характеризует высокий удельный вес зон расширения торговых площадей стационарных объектов.

«Схема оптимизации размещения нестационарных торговых объектов потребительского рынка. Промышленный административно-территориальный район». Отражает детальную информацию о состоянии функционально-пространственного комплекса торгового обслуживания на территории района, где представлены несколько зон функциональных пустот- компенсационные зоны М, Р, С, Т. На территории района сеть торгово-бытового обслуживания населения имеет разветвленную структуру. Зоны функциональных пустот представляют собой крупные массивы, большинство которых согласно Генеральному плану города соответствуют площадкам под развитие среднеэтажного и малоэтажного развития (компенсационные зоны М, Р, С, Т). При дальнейшем развитии этих территорий необходимо создавать сеть торговых объектов, включенных в общий каркас комфортных пешеходных связей по достижению объектов потребительского рынка. Высокоплотностные ареалы сконцентрированы преимущественно в районах многоэтажной индустриальной застройки и нуждаются в насыщении территории стационарными и нестационарными объектами торговли.

«Схема оптимизации размещения нестационарных торговых объектов потребительского рынка. Кировский административно-территориальный район». Отражает детальную информацию о состоянии функционально-пространственного комплекса торгового обслуживания на территории района, где представлены несколько зон функциональных пустот- компенсационные зоны Т, У, Ф. Территория района контрастна по степени развитости сети торгово-бытового обслуживания: в границах до ул. Алма-Атинская сеть торговых объектов в основном представляет собой единую структуру, за исключением компенсационной зоны У. Наиболее проблематичной является территория в границах улиц Товарная, Магистральная, Смышляевское шоссе, Брянская.

«Схема оптимизации размещения нестационарных торговых объектов потребительского рынка. Красноглинский административно-территориальный район». Отражает детальную информацию о состоянии функционально-пространственного комплекса торгового обслуживания на территории района, где представлены несколько зон функциональных пустот- компенсационные зоны Ц, Ч. Участок территории в районе пересечения Московского и Красноглинского шоссе характеризуется наличием большого числа производственных объектов. В узлах их концентрации могут располагаться стационарные объекты торговли. Территория района в границах улиц Красноглинское шоссе, Беловская, Банная характеризуется как благоприятная с точки зрения развития сети торгового обслуживания в границах комфортной пешеходной доступности. Территория в Красноглинском районе, предполагаемая к градостроительному развитию согласно Генеральному плану г.о. Самара, должна рассматриваться в системе комфортной пешеходной доступности объектов потребительского рынка от крупных кварталов жилой застройки и мест приложения труда в промышленной зоне. Территория района в границах улиц Десятая, Зеленая, Шлюзовая и Красноглинское шоссе представляет собой компенсационную зону и требует насыщения ее НОТ.

Разработанная «Схема оптимизации размещения нестационарных торговых объектов потребительского рынка г.о. Самара» является мониторинговой структурой, обеспечивающей постоянное слежение, корректировку ситуации, решение текущих проблем, в том числе – наполнение структуры новыми данными о местах дислокации и функциональном назначении объектов потребительского рынка. Урегулирование функционально-пространственной сети объектов потребительского рынка на территории г.о. Самара дает населению возможность выбора при приобретении продуктов, товаров и бытовых услуг (на конкурентных началах) в радиусе пешеходной доступности от места жительства и крупных мест приложения труда, обеспечивает баланс социальных, эстетических, коммерческих и торговых интересов.

Исследовательский материал, положенный в основу разработки «Схемы оптимизации размещения нестационарных торговых объектов потребительского рынка г.о. Самара», позволяет также решить вопросы оптимизации торговой сети города. Возможности Схемы рассматриваются и в вопросах управления процессом размещения и передислокации ряда мобильных объектов торговли, среди которых временные конструкции (летние кафе, палатки, лотки, передвижные сооружения (автомагазины, тонеры, автокафе), объекты временной торговли при проведении массовых праздничных мероприятий, организации точек сезонной торговли (елочные базары, ярмарки сельхозпродукции.

Учитывая перспективы развития функционально-планировочной структуры г.о. Самара, формирование системы пешеходных подземных переходов в районах пролегания крупнейших транспортных артерий города, особую актуальность приобретает формирование узлов мелкорозничной торговли в подуличном пространстве. Выделение в функционально-планировочной структуре г.о. Самара репрезентативных, «гостевых» маршрутов должно рассматриваться в тандеме с вопросами размещения точек сувенирной торговли и объектов фаст-фуда. Особое внимание должно быть уделено формированию локальных центров торгового обслуживания в районах концентрации крупных мест приложения труда на предзаводских территориях. В целом «Схема оптимизации размещения нестационарных торговых объектов потребительского рынка г.о. Самара» способна обеспечить динамичное реагирование сети стационарных и нестационарных объектов торговли на изменения в функционально-планировочной структуре города, развитии малого бизнеса и возрастающих потребностях населения в комфортном торгово-бытовом обслуживании.

Фото и видео по теме

наверх