Выбрать дату в календаре

Администрация

городского округа Самара

О предприятии


Самарский метрополитен (до 1992 года Куйбышевский метрополитен) — пятый по счету метрополитен, введенный в эксплуатацию на территории России — один из видов городского общественного транспорта.

Идея строительства метрополитена зародилась 1968 году, а в ноябре 1977 года Министерство путей сообщения СССР утвердило технико-экономическое обоснование на проектирование и строительство первой очереди метрополитена в городе Куйбышеве. Особенность городской инфраструктуры определила нетрадиционную очередность ввода в эксплуатацию участков первой линии метрополитена — от периферии к центру города.

В январе 1979 года Министерством путей сообщения СССР приказом от 09.01.1979 № 101 организована дирекция по строительству Куйбышевского метрополитена, начались работы по переносу инженерных сетей с трассы будущей линии.

В сентябре 1980 года на перегоне между будущими станциями «Российская» и «Алабинская», был выбран первый ковш земли и начато строительство тоннелей, однако построенные тоннели законсервировали и строительство перенесли поближе к району «Юнгородок», к заводам.

1 января 1987 года указанием МПС от 11.12.1986 № Г 5058у организован Куйбышевский метрополитен во главе с Игорем Ивановичем Карнаухом.

25 декабря 1987 года подписан акт государственной комиссии о приеме в эксплуатацию первого участка метрополитена протяженностью 3,7 километра в составе станций «Юнгородок», «Кировская», «Безымянка», «Победа», электродепо «Кировское». С 26 декабря 1987 года началось регулярное пассажирское движение поездов.

Строительство второго пускового участка началось, когда еще полным ходом велись работы на первом пусковом участке. Нужно было создать необходимый задел для дальнейшего движения строителей, не сбавляя набранного темпа. К великому сожалению, набранный в 1987 году темп по сооружению объектов метрополитена второго пускового участка сохранить не удалось. Только спустя 6 лет, был введен в эксплуатацию второй пусковой участок протяженностью 4,15 километра, в составе трех станций. Пуск осуществлялся поэтапно. 31 декабря 1992 года было открыто движение на участке станция «Победа» - станция «Советская».  Протяженность метрополитена увеличилась на 1,23 километра. Спустя три месяца — 25 марта 1993 года вводится в эксплуатацию станция «Спортивная». Из-за отсутствия возможности оборота составов, движение на участке станция «Советская» — станция «Спортивная» осуществлялось одним составом «челночным» способом по одному пути. Это продолжалось меньше года, 30 декабря 1993 года была принята в эксплуатацию станция «Гагаринская», что позволило на всем участке от станции «Юнгородок» до станции «Гагаринская» начать движение по нормальной схеме. Протяженность линии к этому моменту составила 7,8 километра.


Через девять лет, 27 декабря 2002 года, состоялось открытие станции «Московская». От станции «Гагаринская» до станции «Московская» движение электропоездов осуществлялось по временной схеме по II-му пути вплоть до 26 декабря 2007 года, когда была введена в эксплуатацию станция «Российская». Сдача в эксплуатацию очередной станции стала подарком к 20-ти летнему юбилею Самарского метрополитена. Протяженность эксплуатационной линии достигла 10,3 километра.

Пуска очередной станции пришлось ждать восемь лет. Произошло это 1 февраля 2015 года, когда была введена в эксплуатацию станция «Алабинская», оснащенная самым современным оборудованием. Движение поездов между станциями «Алабинская» и «Российская» по причине не законченного строительства камеры съезда и второго пути между вышеуказанными станциями до сих пор осуществляется по одному пути.


К своему 30-ти летию Самарский метрополитен подошёл, имея протяженность эксплуатационной линии в 11,6 километров в составе 10 станций.  Время поездки от станции «Юнгородок» до станции «Алабинская» составляет 22 минуты. Скорость, комфорт и надежность передвижения, которую обеспечивает своим пассажирам Самарский метрополитен, в настоящее время не может предложить ни один вид городского транспорта.

За 30 лет эксплуатации услугами метрополитена воспользовалось порядка 600 миллионов человек, число ежегодно перевозимых пассажиров достигало 38,7 миллиона. На настоящий момент ежедневно в среднем 43 тысячи горожан выбирают метрополитен в качестве общественного транспорта. Эта цифра могла бы быть и выше, но в связи с тем, что в 90-е годы прошлого столетия значительно сократилось производство на предприятиях, на которые была нацелена первая линия метрополитена, сократился и пассажиропоток. Удельный вес перевозки пассажиров метрополитеном в общегородских перевозках в 2016 году составил только 8,5%.

Метрополитен – это высокоорганизованное, в плане обслуживания пассажиров, и технически сложное предприятие, включающее в себя системы энергоснабжения с тяговыми и понизительными подстанциями, системы вентиляции и водоотведения, различные виды связи, системы обеспечения безопасности движения поездов, путевое и тоннельное хозяйство, хозяйство электроподвижного состава. Для обеспечения предприятия электрической энергией по всей линии метрополитена рассредоточены 12 подстанций различного назначения, общая протяженность кабельных сетей составляет 900 километров. Для удобства пассажиров станции «Кировская», «Гагаринская», «Московская» и «Алабинская» оборудованы эскалаторами. Путевое хозяйство включает в себя более 25 километров путей и 65 стрелочных переводов. Для откачки воды на станциях и в тоннеле размещено 55 водоотливных установок, а 36 установок тоннельной вентиляции обеспечивают создание необходимого микроклимата по всей линии метрополитена. 

Эксплуатационный парк Самарского метрополитена составляет 46 вагонов серий 81-717, 81-717.5 (головные) и 81-714, 81-714.5 (промежуточные), производства Мытищинского машиностроительного завода (Москва) и завода им. Егорова (Санкт-Петербург), поступившие в эксплуатацию 6 августа 1987 года. Для поддержания вагонов в надлежащем состоянии с февраля 1997года освоено проведение ремонта в объеме ТР-3, а с апреля 1999 года — в объеме среднего ремонта.

Каждое структурное подразделение метрополитена выполняет свои функции по направлениям и обеспечивает бесперебойную работу метрополитена. Подтверждением успешной работы коллектива Самарского метрополитена может служить показатель выполнения графика движения поездов, который на протяжении всего срока эксплуатации не опускался ниже 99,9%.

 

 

 

  


Фото и видео по теме

наверх