Выбрать дату в календаре

Администрация

городского округа Самара

История района


Куйбышевский район был создан 10 августа 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за счет разукрупнения Дзержинского района, на месте бывшего пристанционного поселка «Кряж», поселка «Засамарская слобода» и прилегающих к ним земель в связи с необходимостью строительства здесь нефтеперерабатывающего завода.

Куйбышевский район сегодня - это двадцать поселков. Наиболее крупные - Засамарская Слобода, КСП «Волгарь», МУСПП «Рубежное», ФГУП «Племзавод «Кряж», Соцгород, 113 км, Кряж, Сухая Самарка. Территория района составляет 7878 га и поделена на пять микрорайонов, в которых проживают 78996 человек.

Новый район образовался не на пустом месте, имеет свои глубокие исторические корни. Его история - неотъемлемая составная часть истории нашего города, нашего региона, нашей Родины.

В исторических документах еще в X веке река Самара упоминается под именем Самур.

В те времена основное русло реки Самары проходило почти в центре нашего района и впадало в Волгу в районе поселка Гранный. Русское поселение - пристань Самар, видимо, было именно здесь, а погибло оно, вероятно, в 1521 году во время похода крымского хана Мухаммеда Гирея на Москву и его брата Саипа - на Казань.

С возникновением крепости Самары в 1586 году окрепли юго-восточные границы Московского государства. Не раз пытались кочевники взять этот сторожевой форпост, но история не знает случая, когда бы это им удалось. В 1645 году были построены здесь дополнительные городские укрепления. В 1670 году нападали на город калмыки, а в 1682 - башкиры. Но к 80-м годам XVII века город уже выходит за пределы крепости. К этому же времени относится «царская милость» - раздача «служилым» людям в награду в окрестностях города 120 тысяч десятин земли. К концу XVII века город все больше начинает заниматься хозяйством и торговлей, около него образуются слободы.

К этому времени, видимо, следует отнести и начало заселения исторического центра нашего района - Засамарской слободы, которая в то время именовалась Засамарской стороной. Вся последующая история слободы свидетельствует, что именно благодаря торговле и торговому перевозу через Самарку, она росла и богатела.

Впервые слобода на подробном плане появилась в середине XIX века. В 1851 году Самара стала губернским городом.

Центральное место Засамарской слободы до революции сегодня можно определить на кольце троллейбуса №6 у Хлебозавода №3. Здесь находилась Кресто-Воздвиженская церковь. Вдоль улицы Шоссейной располагались семь кожевенных заводов, которые вместе с салотопенными перерабатывали в сезон до полумиллиона голов скота. Сало направлялось даже в Турцию. В слободе существовало и немецкое торговое представительство, скупавшее продукцию этих предприятий. Лесопилка Витмана снабжала пиломатериалами все южные районы края. Ближе к КСП «Волгарь», у Заливного переулка, располагался кирпичный завод Вырыпаева. Однако промышленное лицо слободы определяли три паровых мельницы «Товарищества», Бобермана и Шихобалова. В 1879 году на землях П.В. Алабина группой купцов на паях была основана мельница «Товарищества», а в 1896 году самарским купцом Василием Михайловичем Сурошниковым было открыто 2-ое смешанное городское училище, ставшее впоследствии средней школой №57.

В слободе работали три гостиницы, чайные, постоялые дворы и даже кинотеатр «Провинциал».

В 1915 году здесь уже были три учебных заведения, а в 1918 - свой детский сад, библиотека, амбулатории.

В 1918 году в слободе был создан уникальный орган народной власти – Засамарский порайонный комитет, успешно работавший и при «белых», и при «красных». В том же 1918 году Засамарский порайонный комитет стал щедро раздавать своим жителям земли под огороды и строительство в районе полустанка Кряж.

Особое место в районе занимает мост и искусственная Кряжская дамба.

«Главным торговым путем Самары» назвал летописец города П.В. Алабин в 1876 году дорогу от моста через реку Самарку на юг нашей области. Одной из главных продолжает оставаться эта дорога и сейчас, соединяя наш район с историческим центром.

До 1892 года слобода была фактически островом, до которого почти невозможно было добраться, особенно весной и осенью.

В середине XIX века перевоз через реку осуществлялся на девяти дощаниках, а со спадом воды наводился плавучий мост, который очень часто менял своего хозяина. Сложность переправы была очевидной и порождала множество различных проектов. Однако все они оставались неосуществленными из-за отсутствия у города необходимых средств.

В голодном 1892 году тысячи безработных в поисках заработка и спасения от голодной смерти скопились в Самаре. В этой критической обстановке власти вынуждены были найти средства для организации общественных работ. Строительство незатопляемой дамбы от моста до поселка Кряж стало одним из объектов общественных работ стоимостью 100 тысяч рублей.

Значительному улучшению связи южных районов с городом способствовало открытие 9 июля 1904 года железнодорожного моста через реку Самара. Автодорожный же мост в прежнем виде существовал многие годы.

Лишь в 1954 году на месте старого был построен постоянный мост, соединяющий до настоящего времени наш Куйбышевский район с центральной частью города.

В 1943 году площадь района составляла 15 тыс.га. В районе было 1672 частных домовладений. В 19 населенных пунктах проживало свыше 30 тыс. жителей. Центром района являлся поселок Засамарка с двадцатью улицами. На его территории действовали мельзавод №4, кожзавод №7, кирзаводы №1 и №6, автомастерские, авиамастерские, нефтебаза, заготзерно, автоотряд. Кроме этого, имелось 4 совхоза, 10 подсобных хозяйств с общей земельной площадью 6041 га, а также было 10 школ, 5 детских яслей, 2 детских сада. На территории района работали 2 аптеки, 2 амбулатории, 1 родильный дом, 1 баня, 10 магазинов и 9 киосков. Хозяйство района, бытовые службы находились в запущенном состоянии. Не хватало дров для школ, больниц. В поселках Сухая Самарка, Кряж, Засамарка не было электроосвещения. Дамба, по которой шло транзитное движение через район в город, требовала капитального ремонта, через реку Самарка действовал паром.

В такой обстановке в августе 1943 года было сформировано и приступило к работе Оргбюро Куйбышевского горкома ВКП(б) по Куйбышевскому району. А 2 сентября был создан Оргкомитет горисполкома по Куйбышевскому району, первым председателем которого стал Константин Михайлович Карпов. Под помещение райкома и райисполкома был выделен жилой дом №2 по ул. Главной. На первом заседании бюро Куйбышевского райкома КПСС, состоявшемся 21 декабря, среди других вопросов рассматривались вопросы по снегоборьбе, о сборе теплых вещей для фронта, об оказании помощи семьям фронтовиков. А уже 26 декабря на первом районном субботнике дружно трудились более 500 человек, расчищавших аэродром от снега.

В трудные военные годы благодаря самоотверженному труду куйбышевцев, с планом 1943 года, увеличенным не менее чем в 1,5 раза по сравнению с 1942 годом, район справился успешно.

Одной из важнейших задач, стоящих перед руководством района в 1943 году, было строительство нефтеперерабатывающего завода. Сначала здесь появились геодезисты, затем началось строительство первой очереди завода, одновременно сооружалось несколько технологических установок, теплоэлектроцентраль, прокладывались внутренние заводские коммуникации, возводились железнодорожные эстакады, жилье.

21 декабря 1947 года состоялись первые выборы в Совет народных депутатов. В Куйбышевский районный Совет депутатов трудящихся было избрано 60 депутатов, и на сессии I созыва был избран состав исполкома, председателем которого стал Михаил Евстафьевич Путилов. В числе последующих председателей исполнительных комитетов - А. И. Иванов (1950 год), В.П. Ильичев (1967 год), В.А. Стукалов, (1969 год), руководивший исполкомом Куйбышевского района до 1975 года. С 1975 года в течение 13 лет председателем исполнительного комитета был Петр Степанович Рыбин, внесший огромный вклад в развитие Куйбышевского района. В октябре 1988 года председателем Куйбышевского райисполкома был избран Юрий Алексеевич Буянов - ныне депутат Думы городского округа Самара. С 1991 года райисполкомом руководил Александр Валентинович Авраменко, ставший в 1992 году первым главой администрации Куйбышевского района города Самары.


наверх